четверг, 29 октября 2015 г.

Моя соседка Циля говорила, шо без Одессы не было бы Израиля

Интервью с Борисом Соболевым в преддверие Первого международного фестиваля «OdessAviv»


Израильский филиал Всемирного клуба проводит 23-25 апреля Первый международный фестиваль «OdessAviv» - «Одесская весна» в Израиле. Инициатором и организатором проекта стал глава израильского филиала Всемирного клуба одесситов Борис Соболев, режиссер-документалист, коренной одессит, ныне проживающий в Израиле. 

- Борис, расскажите, пожалуйста, как родилась идея фестиваля, и кто её родил?
- У Вас есть еще вопросы про роды?

- У меня их много…

- Дак давайте сразу все.

- Хорошо. Я обратил внимание на оригинальное названия израильского филиала Всемирного Клуба Одесситов (ВКО) - "Апоговорить". Кто его придумал?

- Если больше таких вопросов не будет, то отвечу сразу на два . - Я.

- Очень кратко. Расскажите как это всё родилось?

Идея появилась совсем недавно, после посещения нашего любимого города. Я был в Одессе по приглашению мэрии, как журналист и председатель израильского филиала ВКО. И подумал, что мы , члены "Одеколона"...

- Что такое "Одеколон"?

- "Одесская колония" за границей. Так вот, мы заняты своими делами, заработками, семьёй, и многие из нас начинают незаслуженно забывать нашу Одесскую маму, и я подумал, что было бы правильно провести такой фестиваль, который немного напомнит взрослому поколению за молодые одесские годы. А нашим младшеньким шо их корни выросли из приличного места.
- Я заметил, что даты проведения фестиваля выпадают на День рождения Вильяма Шекспира и день смерти Сервантеса. Это случайно?

- Можно  пристегнуть к этому месяцу еще пару родившихся в нем экземпляров, Гоголя, Сергея Рахманинова ,Хрущева, Гитлера, профессора Склифосовского (не про нас будет сказано), еще была такая женщина - Скавронская Марта Самуиловна, знаете? - Она же Екатерина I, она же жена Петра I.  Я уже не говорю за Владимира Крупского. Ну, мужа Крупской, помните? вместе с его тезисами .И еще конечно юморина 1 апреля, да и 10 -ое тоже дата не слабая- день освобождения от немецких загарбников нашего города. Ну и наверное не все знают, что 24 го апреля 1798 года, т.е. 215 лет назад Павел 1-й утвердил Первый Герб Одессы.

- Борис, а как родилась идея закладки Одесского леса в Израиле?

-  Мама Жванецкого как-то сказала: "Миша, не сиди просто так, думай  что-то!" Ну я тоже решил подумать. И поскольку денег на целый лес у меня немножко не хватило , я приобрёл у Керен Каемет  (Еврейский Национальный Фонд - прим. автора) 1000 саженцев, которые будут постепенно посажены и  23 апреля состоится закладка настоящей  Одесской рощи с названием, официальной записью в Керен Каемет, со столиками, местом для мангалов и со всем, шо к нему причитается. Надеюсь мы будем там собираться и отмечать разные одесскоеврейскоизраильские праздники, тем более, что 90% леса в Израиле, как вы знаете, это искусственные посадки. И если дай Б-г люди,  из Америки и других стран в итоге соберут пару копеек на эту Мицву. Надеюсь эта идея будет долго жить!

- Я так понимаю, что главный одессит планеты, Жванецкий, в курсе этого мероприятия. Как он отнёсся к этой идее?

- Знаете, Михал Михалыч действительно самый главный и самый любимый Одессит. Гениальный человек и гордость города и всего поцсоветского пространства.Я могу долго за него говорить, и часто его цицирую. Когда-то я его даже знал наизусть. Когда  я был молодой, высокий и красивый, иногда калымил по Одессе на желтом  таком фраерском "Фиате"с черной крышей. Вы знаете, шо Одесса занимает первое место по красивым девочкам. Поэтому калымить было непросто, все время садилась кто-то красивая. У меня в магнитофоне крутилось тогда две кассеты: джаз и Жванецкий. Когда подсаживалась красивая девочка, я ставил кассету Жванецкого и смотрел на ее реакцию: если она правильно реагировала, я подвозил ее без денег. Если тормозила на реакцию -брал 3 рубля.
А к моей инициативе с Одесской рощей он отнесся с большим энтузиазмом, и даже записал к фестивалю пара слов приветствия.

- Кстати, Вы говорили, что фестивалем заинтересовался одесский мир. Какие страны будут представлены на фестивале?

У меня, к сожалению не хватило ресурсов на серьезную международную рекламу. Хотя тема заслуживает. Но даже то, что просочилось в Интернет – дало результаты. Приезжают одесситы из США, Австралии, Германии. Ожидалась большая делегация с Одессы. Но поскоку Путин опять со мной не посоветовался, дак там сейчас напряженная ситуация. Но в любом случае из Одессы приезжает и первый вице-мэр города, и глава департамента туризма при одесском муниципалитете, директор и зам. Всемирного Клуба Одесситов, представители СМИ, деятели культуры. В этом году, впервые за много в лет в Одессе к сожалению из за событий ,отменили первоапрельскую Юморину. 
Поэтому тем более нужно поддержать наше начинание ,прийти на 24-го на концерт и назло врагам немножко поулыбаться.
А можно нескромный вопрос. Откуда деньги? За счет чего финансируется проведение фестиваля?
 - Это совместный проект с министерством абсорбции и моей амутой  "Обьектив успеха.
Если Вы сами упомянули о тревожных событиях в Украине, то… Давайте перейдем к последнему вопросу - геополитической ситуации. Является ли Одесса Украиной?
Знаете, я бы вообще не считал Одессу чьей-то. Вы же знаете, что Одесса была порто-франко (свободным портом - прим. автора). Это был самостоятельно процветающий город бэз начальников. И очень хотелось бы, чтоб он опять таким стал. Чтоб никому не принадлежал. Одесса – это ж как красивая девушка, а к красоте тянутся все, и все норовят её как-то оприходовать. Она настолько самодостаточная, что может сама себя прокормить и процветать без того, чтобы принадлежать кому-то. Уверен, что это пойдёт на пользу и всем остальным кто на неё претендует. Было бы хорошо оставить Одессу в покое. Вы кстати знаете почему там самые красивые девочки? Потому, что когда в Одессе была интервенция, в порт заходили французские, итальянские, греческие моряки, плюс смесь еврейских, украинских, русских, цыганских кровей дала такой женский знак качества
Одесса всегда был значимый город для человечества. Без одесситов невозможно представить ни русскую литературу ХХ века, ни музыку, ни Голливуд и ни вообще шо то хорошего...
 Моя тетя Циля как то сказала, шо без Одессы не было бы и Израиля. Доктор Пинскер, Нахман Бялик, Черняховский, Меир Дизенгоф, я уже не говорю за главного сиониста Зеева Жеботинского – это же ж всё наши ребята. Ну в общем, как у нас говорили, Б-г создал небо и землю, а все остальное сделали в Одессе 
на Малой Арнаутской..
И как сказал великий Леонид Осипович Утесов:"А если бы Одесса была не самым красивым городом на свете, я разве не любил бы ее, ну конечно же любил. Но так как она все таки самый красивый город, то вы ж сами понимаете..!

Интервью было опубликовано в израильской газете "Новости недели" 10.04.2014
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий