В этой статье речь пойдёт не о комиксах, а
о художественных фильмах, основанных на них, которые появляются именно тогда,
когда Америке жизненно необходимо передать определённый посыл, как своим
гражданам, так и всему миру.
Любое технологическое новшество
заинтересовывало собой продвинутых лидеров различных государств. Такими стали
телеграф и телефон. Не стал исключением и кинематограф. А за ним - и
телевидение.
Как известно, ещё Владимир Ильич
Ленин, отметил, что "... из всех искусств для нас важнейшим является
кино".
С момента появления кинематографа,
он действительно стал важным инструментом для передачи ключевых сообщений
государств своим гражданам и жителям других стран. Независимо от того, были ли
фильмы художественными, документальными, мультипликационными, они отражали не
только дух эпохи, не только момент истории, не только культуру
страны-производителя (а кино со временем стало индустрией), фольклор, юмор и
общественный уклад, но и идеологию государства, где этот фильм был снят. Кино —
производство дорогое. В отличие от стихов и романов, кино — не личное дело.
Оно, принципиально, в стол не делается.
Также независимо от того, какой
строй был в том или ином государстве, демократический, тоталитарный, военный
режим или монархия, кинематограф стал мощным оружием в руках государственного и
политического устройства.
В Советском Союзе (как и в фашисткой
Германии) кинематограф быстро занял своё достойное место среди прочих
инструментов государственной пропаганды.
Государство и правительство часто
выступало не только в роли цензора, но и официального заказчика кинофильмов.
Не стали исключением и оплот западного
либерализма и развитого капитализма, США. Размышляя о тесной взаимосвязи между
американской политической сферой и Голливудом в своей статье The Deep Politics of Hollywood Мэтью Элфорд и
Робби Грэхем утверждают, что продукция Диснея носит
вполне разумный характер, когда мы берём в расчёт интересы высших эшелонов
корпорации. Исторически, Дисней имел тесные связи с оборонным ведомством США. В
50-х корпоративные и государственные спонсоры помогли Диснею снять фильм,
способствующий продвижению политики “Atoms for Peace” президента Эйзенхауэра, а
также печально известный документальный фильм "Пригнись и
накройся" ("Duck and Cover" - образовательно-пропагандистский
фильм 1952 года о гражданской обороне, снятый по заказу Федерального
правительства США), который предлагал школьникам, что они могут выжить после
томной атаки, скрываясь под партами.
Более широкой публике Дисней известен как аниматор комиксов, но со временем
популярные рассказы в картинках стали оживать не только в анимации Диснея и
других студий анимационных фильмов, но и в художественных кинолентах.
Также Элфорд и Грэхем отмечают, что сегодня каждая из доминантных Голливудских
студий является дочерней компанией гораздо более крупной корпорации, и,
следовательно, является не столько отдельным или самостоятельным бизнесом, а
скорее всего одним из очень многочисленных источников дохода в обширной
финансовой империи её материнской компании. Основными
киностудиями
и
их "родителями" являются: Twentieth Century Fox (News Corp), Paramount Pictures (Viacom),
Universal (General Electric/Vivendi), Disney (The Walt Disney Company),
Columbia TriStar (Sony), и Warner Brothers (Time Warner).
Эти
материнские компании, являющиеся одними из крупнейших и самых мощных в мире,
как правило, находятся в ведении юристов и инвестиционных банкиров. Их
экономические интересы также иногда тесно связаны с политизированными
областями, такими как военная промышленность, и они часто склонны
"служить" действующему правительству, так как оно принимает решения в
отношении финансового регулирования.
Американские исследователи утверждают, что содержание фильмов киностудий,
как правило, не определяется полностью политическими и экономическими
интересами её материнской компании. Как правило, руководители студии имеют значительную
свободу, чтобы сделать картины, которые они хотят сделать, без прямого
вмешательства со стороны их конечных хозяев. Тем не менее, по крайней мере,
содержание продукции голливудских студий широко отражает их более широкие
корпоративные интересы, и, порой, материнские компании "за кулисами"
имеют сознательные и преднамеренные интересы к некоторым фильмам. Существует
борьба между силами, действующими "сверху вниз" и "снизу
вверх", но мейнстримные СМИ и научные круги традиционно сосредоточены на
вторых, нежели на первых.
Ярким примером передачи и воплощения
американских идеологических посылов (борьбы добра со злом, где, вне всякого
сомнения, добром является Америка и всё американское - идеи, продукты,
киногерои - носители американской идеологии) в 21 веке стали вновь ожившие на
кино и телеэкранах герои американских комиксов. Если мы внимательно отследим
даты официальных релизов продукции компании Marvel, снявшей
фильмы о "Человеке-пауке", "Капитане Америка",
"Халке", "Людях X" и прочих героях комиксов, то заметим, что они перекликаются
не только с боевыми операциями американской армии, и с их особенно критическими
моментами, а также реагируют на общественный протест, (как это часто
происходило и в прошлом 20 веке). В том числе и по итогам массовых терактов. Эксперты утверждают, что
толчком этого кинобума стало 11 сентября 2001 года. Так, например российский
политолог Инна Шумилина отмечает, что придя в себя после шока, многие деятели
Голливуда заявили о намерении "содействовать залечиванию ран"
американцев. Продукция киноиндустрии могла бы изменить настроения как внутри
американского общества, так и восприятие Америки за рубежом, особенно в
мусульманских странах.
Террористические атаки на Нью-Йорк и Вашингтон 11
сентября 2001 года, похоже, изменили сложившиеся отношения между Пентагоном и
Голливудом. После них начался этап особо тесного сотрудничества армии с
голливудскими экспертами. Было необходимо наметить возможные сценарии
террористических актов, спланировать учения и подготовку к ним.
"Суть в том, что мы серьезно претендуем на то,
что мы - лучшая армия в мире, - говорит Майкл Македония, ведущий специалист
программы моделирования чрезвычайных ситуаций. - Если для этого мы должны
изучить опыт Голливуда и игровой индустрии, мы сделаем это ".
В своей статье "За что мы сражаемся: американский кинематограф эпохи
терроризма" редакторы журнала "Tausend Augen" (Лилль) Мехди Дерфуфи, Сиван Гюрель, Жан-Марк Женют
отмечают, что идеологический подтекст, присущий американскому кинематографу, не
исчез и после 11 сентября. Влияние терактов просматривается лишь в более активном
использовании некоторых персонажей. В 1990-е годы Голливуд объявил о конце
истории ("Матрица"), а сейчас возвещает о конце иллюзии и о стоящей
перед США необходимости вновь стать движущей силой истории. Как правило, в
сюжетах, касающихся национальной безопасности, Голливуд придерживается общепринятой
линии.
Авторы утверждают, что Голливуд не может отказаться
от задачи поддержания коллективных верований, на которых зиждется национальное
единство. Это отражается и в отношении к практике слежки за населением.
Единодушное осуждение большого брата выглядит делом далекого прошлого. После 11
сентября объектом наблюдения становятся все люди без исключения. Человек-паук и
Супермен сами выступают в качестве агентов слежки. Супермен следит за
исполнением закона; пролетая над планетой, он слышит все звуки и различает
среди них просьбы о помощи.
Где же найти его в случае необходимости? - Я всегда где-то рядом ("Возвращение
супермена"). Человек-паук также являет собой апологию общества контроля:
стоило главному герою убрать в шкаф свой костюм, как преступность тут же
выросла на 75 процентов! Общество объединяется вокруг таких фигур, в почти
чудотворную силу которых приглашают поверить зрителя.
Таким образом, голливудское кино вписывается в
логику вооруженного отпора врагу. Ведь демократия, находящаяся под огнём,
должна уметь защитить себя, поднять боевой дух не только в армии, но и в
обществе.
В фильме "Человек с бульвара
Капуцинов" первый пророк синематографа на Диком Западе (Джонни Фёрст), мастерски сыгранный Андреем
Мироновым, объяснил своё понимание сути и целей "синема":
"Отныне, теперь наконец-то
Сейчас и в любую погоду
Вот здесь, а затем повсеместно
Все будем мы жить по-другому.
Без гнева и печали,
На благо всей земли,
Как мы давно мечтали,
Но так и не смогли.
Синема, синема, синема,
От тебя мы без ума".
Знал ли он, мог ли предполагать, какую
роль будет играть синематограф в недалёком будущем в его стране, которая будет
бороться во всём мире ради светлого будущего по-американски?
Комментариев нет:
Отправить комментарий