суббота, 12 декабря 2015 г.

Ян Табачник пробудил мою еврейскую душу

Пластинка "Который час?" с автографом
и пожеланиями Яна Табачника
Признаюсь честно, о моём «официальном» еврействе я узнал, заглянув впервые в классный журнал в первом классе школы. И в этом мне помогли нееврейские одноклассники. Вообще, мне, как и многим еврейским детям в Советском Союзе, именно сверстники «раскрыли» мне правду об этом факте. Тогда же я впервые задался вопросом, что значит быть евреем. И я начал понемногу собирать информацию. Благо, я уже был в том возрасте, когда мог в открытую слушать разговоры взрослых – как моих родителей и родственников, так и разговоры моих родных с друзьями, знакомыми и коллегами.

И здесь не обошлось без «помощи» моих сверстников: они не разъяснили, что значит быть евреем (да и не могли бы – как в силу возраста, так и довольно приблизительного понимания предмета), но дали понять, что я не такой как они. Что я другой. Но, главное, что они донесли до меня, это то, что (как им объяснили их родители и окружающие) евреем быть плохо. Почему? – Потому, что он, то есть, я, еврей. Жид. «Благо», это случилось на Украине.

И били меня не только за то, что я был «всезнайкой» и даже «выскочкой», но и за то, что я был евреем. А то, что я в чём-то разбирался или умел лучше других в классе и даже в параллели – техника чтения, сочинения, олимпиады по различным дисциплинам, экзаменационные оценки – служило лишь дополнительным поводом для насилия в отношении меня.

Я был пионерским активистом, возглавлял районный пионерский штаб, районные слёты, ездил в лагеря пионерского актива и даже в украинский «Артек» - «Молодую гвардию» в Лузановке, что под Одессой. Встречался с Катей Лычёвой и американскими туристами, посетившими Херсон во второй половине 80-х. И даже успел «побывать» комсоргом класса. Одержал победу на городском конкурсе молодых поэтов с моим первым стихотворением, как бы случайно написанным утром того памятного дня (мне было тогда 8 лет).

Тогда же, в 8, я впервые рассказал соседям – взрослым и детям – что я еврей. Ответив на их вопрос. Я не знал, что сделал себя мишенью. Хотя, полагаю, что уже сама моя внешность говорила о том, кто я. Да ведь и «бьют не по паспорту…».

Даже когда все мальчишки во дворе собирали марки о спорте и космосе, я собирал искусство.
С пониманием некой особенности, непохожести на других, пришло желание ближе узнать себя, свою нацию, осознать, что значит быть евреем.

В 13 лет мой ныне покойный дед Борис Ильич Розенфельд угостил меня пивом, сказав, что «теперь уже можно». Тогда я впервые узнал, что по нашим традициям стал мужчиной. А другой, к сожалению, также уже покойный дед Семён Борисович Решко, по-своему объяснял мне, кто такие евреи, ознакомляя меня с очередным получателем Нобелевской премии. Евреем, естественно.

Когда в конце 80-х в Херсоне открылся первый еврейский клуб, а при нём курсы языка идиш (в рамках воскресной школы), у меня не было сомнений, что изучение мамэ лошн для меня важнее занятий в клубе «Юного техника».

А потом еврейская культура в СССР вышла из подполья. Мы начали говорить обо всём еврейском. И, в первую очередь, об Израиле. Дома проигрывали пластинки с песнями на идиш в исполнении Эмиля Горовеца.

В 1989 я впервые поехал с папой в Москву. Впервые побывал в синагоге – в «Марьиной роще». Впервые посетил еврейский ресторан «У Юзефа».

Но определяющим моментом в моём еврейском самосознании стали концерты Вадима Мулермана и Яна Табачника с группой «Новый день». А ещё «Танец портняжки» Махмуда Эсамбаева, который я увидел на концерте этого неповторимого мастера танца в Херсоне.
Но, вернёмся к музыке и песне. Ведь именно они окончательно сформировали мою аидишэ нэшумэ. А в этом и заключается, на мой взгляд, еврейство – в состоянии души.

Ян Табачник и группа «Новый день» пели на идиш и на русском. И хотя русский я знал и понимал намного лучше идиша, именно идиш манил меня в ласковые сети галутного еврейства. Его слова и музыка. Его плач и «Фрейлехс».
Особенностью этого концерта в Херсоне стала импровизация маэстро Табачника на тему популярных еврейских песен: «Тум-балалайка», «Bei mir bist du scheyn», «Фрейлехс» и других.

Но особенно задела мою детскую душу импровизация «Хава нагила». Эпиграфом к самой зажигающей в мире мелодии и тексту самой песни стали следующие слова, написанные самим Яном Табачником:

«Мой древний проклятый народ.

Народ несчастий и невзгод!

Ты сквозь века свои пронес

Реки крови, море слез.

Ты старше древних пирамид.

И старше тех, кто там лежит.

Пронес культуру ты и быт.

Хоть многими ты был забыт.

Пронес и грусть, и радость дней,

И песни бабушки моей...»


 
То были песни бабушки моей. И хоть я никогда не слышал их в исполнении моих бабушек, они знали их и бережно хранили, дожидаясь момента передачи эстафеты.

Просто Ян Табачник и группа «Новый день» опередили их.

Пластинка "Здравствуй, аккордеон!" с автографом
и пожеланиями Яна Табачника
По окончанию концерта я с родителями зашёл в гримёрку артиста с его пластинкой «Здравствуй, аккордеон!», хоть и не на еврейскую тематику. Ян Петрович с радостью подписал её.

А потом мы уехали в Израиль. Но перед тем успели купить другую пластинку Табачника под названием «Который час?»

В середине 90-х Ян Петрович прилетел с концертом в Нацрат-Иллит. Как и тот концерт в Херсоне, израильский концерт превзошёл все мои ожидания. Маэстро играл на 5!

И на этот раз мы посетили его после концерта в гримёрке. Мы принесли с собой обе пластинки: одной напомнили ему первую встречу, второй – ознаменовали эту. Ян Петрович подписал и вторую пластинку.

С тех пор прошло много лет. Я долго искал в сети концерт Яна Табачника и группы «Новый день». К сожалению, нашёл лишь видео на YouTube. Но и это уже приятно, как может быть приятным погружение в лучшие воспоминания детства.


Комментариев нет:

Отправить комментарий