вторник, 29 декабря 2015 г.

PR-итоги 2015 года

Сергей Полонский
Прошедший 2015 год я встретил в Камбодже, работая в команде российского девелопера Сергея Полонского. Приступив к своей деятельности там, первое, что я сказал Сергею Юрьевичу, что ему нужно найти альтернативное местоположение – точку на глобусе, из которой он бы смог продолжать свою информационную кампанию за восстановление честного имени.  

Каждый раз, в ответ на подобное предложение, я выслушивал упрёки Сергея Юрьевича. Полонский рассказывал о своих бизнес-планах, которые должны были преобразить Камбоджу, говорил о своей великолепной команде, о кадрах, которых он собирал по всему миру. У Полонского действительно была великолепная команда и хорошо продуманные, детально разработанные бизнес-планы, но, как известно, жизнь это то, что происходит с нами, когда мы строим планы, а Господь смеётся над ними.

В результате, Сергея и часть его команды арестовали и депортировали. Затем Полонский был выдан России по предварительной договорённости. Теперь он вынужден продолжать борьбу за своё честное имя из «Матросской тишины».

Остров Полонского - Кох Дек-Куль
Из Камбоджи я следил за израильской предвыборной кампанией. Находясь на острове Кох-Дек-Куль, я, благодаря современным технологиям, прежде всего глобальной сети, мог отслеживать информацию в реальном времени, поддерживать контакты с людьми, которые её дополняли. Поскольку одна из главных тем этих выборов, как и предыдущих, касалась нехватки жилья, а рядом со мной был специалист именно по жилищному строительству, я несколько раз спрашивал у него о предлагаемых партиями планах решения кризиса недвижимости. Помню, что Полонский этим сильно заинтересовался, внимательно просмотрел большое количество израильских публикаций, а потом смачно выругался. Сказанное им, если вычесть нецензурную лексику, сводилось к следующему: «Они вообще не о том говорят. Они обсуждают возможности пристроек к домам (достроить квартиры на цокольном этаже, достроить этаж сверху). Они обсуждают достройку домов в уже переполненных кварталах, где инфраструктура не предусмотрена для обслуживания дополнительных единиц жилья. А им нужно говорить о постройке новых городов, о новых кварталах с высотными зданиями. Израиль должен смотреть на опыт Гонконга и Сингапура».

«
Израилю, учитывая демографию этой страны, учитывая, что ежегодно потребность в квартирах вырастает почти на 50 тысяч, учитывая маленькую территорию, часть которой не совсем пригодна для жизни, для того чтобы не снизить даже, а просто удержать цены на квартиры на нынешнем уровне, необходимо строить не только новые районы, но и новые города рядом с существующими. Необходимо разом возводить массивы, втыкать 90-этажные башни в центрах городов, Нынешние технологии израильского строительства не годны для этих целей. Нынешнее состояние дел в этой области не может справиться не только со строительством, но даже с планированием строительства. Чего можно ожидать, когда строительные подрядчики, приобретшие участок ждут разрешения на возведение здания годы, а иногда и десятилетия?! Израиль не сможет справиться с жилищной проблемой, если не возьмет на вооружение новые технологии, если не примет системы планирования и реализации жилищных проектов. Израиль не сможет справиться с этой проблемой, если не впустит на рынок новых игроков. И не разрешит им строить» - говорил мне Полонский.

Я привожу эти слова, поскольку сейчас никто не заподозрит меня в рекламной кампании в пользу находящегося в тюрьме
девелопера. Привожу их просто, чтобы показать насколько израильское обсуждение проблем не соответствует уровню стоящих задач. Это проблемы не того масштаба.

Из Камбоджи я предсказал поражение левого лагеря. К сожалению, так и получилось. В предвыборной заметке я описывал, как МЕРЕЦ и «Сионистский лагерь» сделали все от них зависящее, чтобы отговорить русскоязычных израильтян за них голосовать. Даже русскоязычных членов этих партий. Не хочется повторяться. Но глядя на кампейны этих партий в интернете, человек, не знающий про левую презрительность и глупость в отношении «русской улицы», мог бы сделать вывод, что это сознательное вредительство. 

На прошедших выборах Биньямин Нетаниягу, который сильно разочаровал своих избирателей и породил в некоторых слоях израильского общества абсолютно непримиримое отношение, должен был, по всем законам жанра, проиграть эти выборы. И он бы их проиграл, если бы, хоть кто-нибудь справа, слева или из центра смог бы создать более приемлемую, более привлекательную или хотя более энергичную и харизматичную альтернативу. К сожалению, таковых не нашлось. Нетаниягу обыграл всех во всех спорных секторах. В том числе он победил Либермана на русской улице, Кахлона и Дери среди сефардов, Лапида в среднем классе, Беннета – среди поселенцев, а Герцога – на периферии. Понятное дело, что главный PR-вопрос нынешней каденции, кто сможет выстроить альтернативу Нетаниягу. Если ответ на этот вопрос будет найден, то, учитывая, что коалиция в 61 мандат держится только на честном слове и любой Орен Хазан может свалить её по любому поводу и без оного, стоит найти ответ на вопрос об альтернативе, и выборы будут завтра. Но выборы пока не предвидятся, ибо ответ не найден.

Ципи-Бужи
За 9 месяцев, прошедших после выборов, сильно ослаб Кахлон, Лапид выглядит нерелевантным, а Ицхак Герцог и Ципи Ливни по-прежнему выглядят теми же «ципи-бужами», то есть, чем-то очень несерьёзным.

Понятно, что главный PR-бой идёт за русскоязычную общину, которая уже четверть века определяет исход израильских выборов. Что мы имеем в этом соревновании «гигантов»? Русский голос Моше Кахлона Тали Плосков, судя по опросам, неизвестен более 90% «русской улицы». Может быть, Моше Кахлон и Тали Плосков делают множество полезных вещей, но их потенциальные избиратели об этом ничего не знают. Хотя у Кахлона и партии «Кулану» остаются на русской улице очень хорошие шансы, но кто же им виноват, если они решили их проигнорировать?

МЕРЕЦ, по привычке, сразу после выборов забыл о существовании русскоговорящих в Израиле, но он и во время выборов не особенно их вспоминал. Лапид выглядит вялым, в партии Беннета русскоговорящие активисты продолжают ругаться между собой и выносить сор из избы. Но главным разочарованием является пропагандистское поведение «Сионистского лагеря». В то время, когда по законам жанра, «Сионистский лагерь» должен был повернуться к русской улице своим «социальным лицом», Ксения Светлова звонко ругается с устроителями демонстрации пенсионеров. Пресс-релизы этого лагеря невозможно читать без слёз. В то время, когда в рекламе на иврите (на YouTube невозможно открыть ролик, чтобы не услышать Ципи Ливни) «Сионистский лагерь» клеймит правых радикалов, в рекламе на русском, этот лагерь пытается позиционировать себя как крайне правое образование, которое не приемлет ни арабов, ни газету «Гаарец». Кого они пытаются обмануть?! Фактически, «Сионистский лагерь», выдавая себя за правых, выдавая себя за то, чем он не является, в очередной раз напрашивается на замечание «у Вас ус отклеился» и фактически ведёт пропаганду за своих противников – правый лагерь. 



Не много уроков из выборов извлёк и Авигдор Либерман. Падение партии НДИ с 15 до 6 мандатов показывает, что эта политическая организация остро нуждается не только в смене торговой марки – ребрендинге, но и в перестройке – переосмыслении себя заново. Но Либерман, как ребёнок, радуется, что во время «ножевой интифады» его рейтинг несколько подбрасывается в опросах и ничего не делает. А если в день выборов никто никого не пырнёт ножом?

Концепция русского Израиля
Главным событием года на «русской улице» является публикация «Концепции русского Израиля». Сразу же после того, как этот документ был обнародован, я написал о своих возражениях. Возражения до сих пор остались. Но мне и сегодня не совсем понятно, почему авторы «Концепции» вызывают такое раздражение. Могу только предположить, что у ставшей в последнее время очень инертной «русской улицы», раздражение вызывает всё, что хоть минимально движется или даже только предполагает двигаться. Ведь любое движущееся начинание может явочным порядком перестроить иерархию, задать другие рамки, изменить правила игры и пр.

Вообще же «русская улица», сидящая в Фейсбуке, иногда навевает желание написать какую-нибудь мизантропическую сказку. Допустим, тонет человек в болоте, а все проходят мимо него. Но вот кто-то остановился и протянул ему руку. Готов человек из болота схватиться за эту руку, но тут собирается авторитетная русскоязычная общественность и начинает вопрошать: «А ты уверен, что это не рука Кремля? А может быть это «жидобандеровец»? А Либерман от этого выиграет? А не финансируют ли эту руку помощи европейские фонды?» И понимает человек из болота, лучше уж ему забулькать.

И последнее, что хотелось бы сказать, подводя итоги года, русскоязычная пресса ныне существует в статусе «а она ещё есть?» – вроде диалога:

 - В газете «N» напечатали…
 - А она ещё существует?

Такой вопрос можно задать о почти всех русскоязычных СМИ кроме нескольких бойких сайтов, которые ещё умудряются, время от времени и, несмотря на малые бюджеты и небольшое количество сотрудников, вызывать общественную дискуссию. Особо сомнительным является присутствие среди живых уже давно никому неинтересного Девятого канала. Дискуссии, посвящённые проблемам «русской улицы», проходят в Тель-авивском университете, в академическом центре Рупина, в школе «Мофет», в «Фонде Розы Люксембург», но никто не может себе представить спор об актуальных проблемах русскоязычной общины в студии Девятого канала. Они только похваляются, что скоро-скоро, вот-вот «выйдут в ноль». Видимо, к нулю общественного интереса и к нулю сотрудников (что очень близко после многочисленных сокращений). 

В последнее время в Израиль прибывает политическая эмиграция журналистов, создателей и продюсеров СМИ из России. Многие из тех, кого уже обозвали «канареечной алией», уверены, что Израиль ожидает журналистский Ренессанс. Многие из них говорят, что скоро здесь появится отдельная русская культура, как в 90-х годах. Своеобразным смотром сил для них стала конференция «Между Москвой и Тель-Авивом – границы свободы слова», которая была организована сайтом РеЛевант-Инфо в сотрудничестве с организацией «Мораштейну — Наше наследие». Как известно, на этой конференции ивритоговорящие журналисты и их русскоговорящие коллеги пришли к общему мнению, что ситуация с местными СМИ, безусловно, отличается от той, в которой находится пресса на постсоветском пространстве, но есть немало поводов для тревог, связанных с опасными тенденциями в сфере экономического и политического влияния на прессу. Удастся ли бывшим российским медиа-китам развернуться в нашем маленьком пруду? У меня есть сомнения в этом. Но я желаю им удачи в новом году.


А следующий год, по моему мнению, несёт «русской улице» не только новые идеи, но и новые форматы в общественном и политическом пространстве и на медийном поле. Ибо новое вино готово. Но старые сосуды для него совершенно не годятся. Обновление должно прийти снизу. И растущее стремление к самоорганизации, к новым формам взаимодействия, одним из которых, допустим, стал митинг по поводу «пенсионной катастрофы», который не организовала ни одна партия, лично мне внушает надежду. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий