Когда в 2008 году Марина Солодкина
(светлая память) при обсуждении темы гиюра сказала, что Израилю нужны русские
синагоги, а может быть и русский главный раввин, в зале это вызвало смех, а при
обсуждении в интернете шуточки, что конечно нужна, но только при условии, что
главный раввин православным.
Ицхак Герцог и Элиягу Гладштейн в Кнессете |
Однако есть проблемы, от которых отшутиться
сложно. Одна из особенностей русскоязычной общины Израиля – это её
феноменальное и непредставимое для других секторов отношение к еврейской
религии. С одной стороны, по официальным данным, это чуть ли не смешанная и
самая проблематичная часть еврейского общества в Израиле. Крики о том, что
каждый третий представитель большой алии – нееврей, звучали в Израиле с начала
90-х годов. Статистику пытались оспорить. Говорилось, что репатриантов
предыдущих волн проверяли не так строго. Пытались доказывать, что Рабинович по
отцу – не в меньшей степени носитель еврейского самосознания, чем Катя Иванова,
которая Шапира по матери. Но, факт остаётся фактом: русскоязычные евреи
последней волны репатриации под сомнением у религиозного истеблишмента, а
религиозные структуры Израиля не пользуются уважением у большинства
русскоязычных граждан страны.
Кроме того, русскоязычная община,
которая чаще всего голосует за правых, при этом является единственным
электоратом национально-религиозного лагеря, настроена антирелигиозно.
И наконец, русскоязычная община
склонна к наибольшей радикализации в вопросе религии. Часть общины бросается в
наиболее крутую ортодоксию, большая часть уходит в воинственный
антиклерикализм, при этом нормальный традиционализм «light-религиозность»,
то, что называется на иврите «масорати», на русской улице практически
отсутствует. Склонность к крайностям и в этом вопросе, как и во многих прочих,
вызвана, прежде всего, отсутствием религиозной культуры и политической культуры
цивилизованного отношения к религии.
На днях в Кнессете состоялась
встреча инициативной группы, которая пробивает создание «русской синагоги» в
иерусалимском районе «Рамот», с разными политиками, у которых просили помощи в
получении разрешения на постройку синагоги. Руководитель этой группы раввин
Элиягу Гладштейн родился в Одессе. Учился в Израиле, Канаде, США в ешивах и
колелях, причём, как хасидского, так и литовского направления. Он получил смиху
от председателя раввинского совета города Торонто раввина Давида Шохата. При этом
он также является доктором клинической психологии, практикующим психологом,
признанным и в Израиле и в Америке.
В беседе с руководителем «Сионистского
лагеря» Ицхаком Герцогом Гладштейн сказал: «Мы создаём не только духовный,
культурный и общинный центр в виде религиозного учреждения. Мы пытаемся
заполнить зияющую пустоту, существующую на русской улице». Герцог в ответ
сказал, что он считает такого рода деятельность необходимой: «Я внук Главного
раввина Израиля. Я человек, выросший в семье, где чтили традиционные еврейские
ценности. Цивилизация и религия не противоречат друг другу. К сожалению, глядя
на такого как ты, Элиягу, люди видят только чёрную кипу и пейсы. Им трудно
представить, что хорошее знание еврейской традиции совместимо с современными
знаниями и востребованной на рынке профессией. Особенно остро эта проблема
стоит в русскоговорящей общине».
Мы прибыли в Израиль из страны, где
еврейская религия, иудейская самоидентификация, традиции – были под запретом.
За последние 25 лет мы уже испробовали всё, бросания в самые разные крайности.
Может быть, после этого стоит попробовать и обычные цивилизованные методы. Если
есть йеменская синагога или синагога для выходцев из Британии, то почему не
может быть и «русской» синагоги? И в этом отношении, как и многие другие вещи,
о которых раньше говорила Марина Солодкина, и которые вызывали смех, сегодня
представляются актуальными потому, что мы до них доросли.
Ведь синагога – это не церковь и не
мечеть, еврейский «бейт-а-кнессет» - это Дом собрания (в дословном переводе).
Синагога – это культурный, общинный и духовный центр.
Комментариев нет:
Отправить комментарий