Сколько он себя помнил, столько страдал от боли.
Мальчик не знал своего отца — наркомана, зачавшего его под
кайфом, и потому жизнь с самого начала была для него чем-то неполноценным. С
изъяном. Его мать не выдержала то ли своих страданий, то ли страданий сына, и в
его пять лет сдала его в больницу.
Когда малыш впервые оказался в казённых стенах, он услышал от врача фразу, которая поначалу показалась ему странной: «Если ты проснулся, и у тебя ничего не болит — значит, ты умер».
Спустя некоторое время мать забрала его. Но вскоре он попал
в больницу снова, и тот день стал последним, когда он видел свою мать. С тех
пор он остался там, и больница стала его миром.
Взросление шло быстро, не по годам. В больничных коридорах,
среди запаха йода и тихих стенаний, он увидел свою жизнь в другом свете. Он
наблюдал за соседями по палатам — за теми, кто умирал с достоинством и молча, и
за теми, кто проклинал небеса, всех и вся. Боль, которую чувствовал мальчик,
оказалась его учителем. Вмесите с ней он постигал мудрость задолго до
совершеннолетия. Он видел, что некоторые, не выдерживая нечеловеческой боли,
кончали жизнь самоубийством, предпочитая небытие этой ужасной правде.
Мальчик начал читать — медицинские книги о природе боли,
экзистенциальную философию. Он понял экзистенциальный смысл своего страдания, и
хоть от этого боль не стала меньше, он начал ценить её, ведь для него она стала
синонимом жизни.
Диалог с врачом
Спустя несколько месяцев, во время его первого пребывания в
больнице, откуда он почти не вылезал, к нему подошел другой врач. Тот, желая
разрядить обстановку, шутливо спросил ребенка:
— Что у тебя болит, малыш?
Мальчик, не отводя глаз, ответил с обезоруживающей серьёзностью:
— Я бы сформулировал этот вопрос иначе: что у тебя не болит?
Врач замер.
— И что же? — тихо спросил он.
— Душа, — ответил мальчик.
Ответ был настолько взрослым и глубоким, настолько
наполненным внутренним спокойствием, что врач посмотрел на него иначе, осознав:
перед ним не просто страдающий ребёнок, а настоящий философ.
Герои страдания
Мальчик был пациентом хосписа – приюта для обездоленных.
Осознание факта — что вокруг него собраны те, кого медицина, семья и общество
отпустили, — сделало его приверженность жизни еще более яростной и осмысленной.
Он не был жалким ни в прямом, ни в переносном смысле. В отличие от многих
здоровых, он был живым, и его боль была тому доказательством. Он никогда не
ныл, хотя боль в его теле была ноющей.
Мальчик рос среди книг. В то время как его ровесники
находили друзей во дворе, он находил их на страницах мифов и сказок. Его
наставниками, его настоящими друзьями, стали те, кто знал о вечной боли и
страдании не понаслышке, но при этом сумел сохранить величие духа. Он хотел
быть похожим на них, а не на супергероев из комиксов.
Мальчик вёл нескончаемые внутренние диалоги с Сизифом, который, кряхтя под гигантской глыбой, отвечал ему: «Твой путь — это не вершина, мальчик. Твой путь — это усилие. Движение. Смерть наступает, когда ты останавливаешься. Продолжай катить свою боль. В этом твое величие».
Малыш смотрел на Прометея, который, с огнём в ладонях,
объяснял цену мужества: «Орёл всегда прилетает. Всегда будет расплата за дар.
Но огонь, который ты принёс людям, горит внутри. Если ты горишь, значит – существуешь.
Прими цену и не отпускай пламя».
Он слышал стоны Тантала, который, измождённый вечным голодом
и жаждой, нашептывал: «Страдание — это не наказание богов, это твоя уникальная
участь. Если ты осознаёшь ее, то вправе презирать. Не ищи покоя, ищи
достоинства в своем проклятии».
С мальчиком беседовали и сказочные герои. Великан,
прогнавший зиму из своего сада, наставлял его: «Твой сад — это твоя душа. И
только ты решаешь, кому в него входить и когда ему цвести».
И даже Маленький принц, самый нежный из всех, говорил ему: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». И эти слова лучше всего объясняли его собственную, невидимую для других мудрость.
Однажды, во время очередного обострения, ему ввели сильное
обезболивающее. Мир внезапно стал мягким, невесомым и тихим. Боль, его верный и
громкий спутник, исчезла. И в этот момент он понял, что умер. Фраза, брошенная
врачом во время утреннего осмотра много лет назад, пронзила его с силой,
которой не мог достичь ни один физический недуг. Отсутствие боли было не
покоем, а абсолютной пустотой, небытием.
Мальчик сделал своим девизом известное изречение рабби
Менахема Мендла из Коцка: «Если у тебя есть боль, пригласи её на танец». С тех
пор он знал, что его собственная жизнь — это его экзаменатор. Он твёрдо усвоил,
что «никто не обещал, что будет легко», но ему удалось главное: побороть страх
перед смертью. Если бы кто-то спросил его о смысле его существования, он
ответил бы словами философа: «То, что меня не убивает, делает меня сильнее».
Это была его формула жизни. Ведь он знал, что смерть наступит тогда, когда
наступит полная тишина. А пока его тело кричит, он танцует.
Последний танец
Мальчик отказывался от болеутоляющих, предпочитая
чувствовать жизнь во всей её болезненной полноте. Но в тот день, когда боль
усилилась, достигнув немыслимых пределов, он понял, что это его последний
танец.
Свет в палате тускнел. Боль стала им самим, последним самым громким аккордом его существования. В этот миг, когда дыхание мальчика стало прерывистым, он увидел, как его любимые персонажи, его незримые наставники, внезапно ожили.
Сизиф, Прометей, Тантал и Великан — четыре великих
страдальца — бережно, с почтительной скорбью, подняли измождённое тело
мальчика. Они стали его последним утешением, его проводниками в тишину.
Аккуратно уложив его на невидимые носилки, они медленно, бесшумно унеслись
вдаль.
Следом за ними, провожая малыша в его последний путь, шли
Фридрих Ницше, Альбер Камю, рабби Менахем Мендл из Коцка и Маленький принц. И
все они как один восхищались мужеством и стойкостью духа ребёнка — того самого
духа, которого боль не смогла у него отнять.
Через несколько минут в палату зашел дежурный врач. Постель
была пуста.
— Ну что, сбежал, философ? — сказал он с сухим сарказмом.
Врач прекрасно знал, что мальчик не мог сбежать, поскольку
он родился без ног и рук. Малыш страдал от фантомных болей в несуществующих
конечностях с самого рождения, словно когда-то он уже лишился их. Именно
поэтому, увидев пустую койку, циник, который никогда не засыпал во враче,
произнёс "сбежал" — как самое горькое и искреннее пожелание, которое
только могла родить его душа. Он хотел бы, чтобы у мальчика были конечности,
чтобы он мог уйти. Сбежать из этого страшного места под названием жизнь,
которая была так неестественна для ребенка. Ведь он должен был быть здоровым и
счастливым.
Мальчик умер. И в этот момент его боль наконец-то перестала
быть фантомной.




Комментариев нет:
Отправить комментарий