четверг, 25 июня 2015 г.

Русский реваншизм и еврейский Израиль

Концепция "РусскогоИзраиля", несомненно, является свежим подходом к политической и социально-экономической ситуации в нашей стране. Единственное, что мне мешает в этой концепции - это её название. Израиль - не принадлежит «русским» евреям, как и другим русским и не русским членам их семей, которые выбрали нашу страну. Израиль является еврейским демократическим государством. И принадлежит евреям. Евреям вообще, а не только «русским», «одесским», ашкеназским или восточноевропейским. Любое указание на другие принадлежности и доминантности — преуменьшает роль первой и главной — ЕВРЕЙСКОЙ


.
«Сюда евреи России привезли накопленные ими духовные богатства. Но хочу особо подчеркнуть: наш Израиль — отнюдь не "реплика" России. Слава Богу, есть у нас и другие "гены" высокого качества, без которых наш национальный организм не смог бы успешно функционировать. Евреи — уроженцы Германии, Британии, США, Франции, Центральной и Восточной Европы, Северной Африки и иных стран прибыли сюда со своими традициями, и все этнические общины создают ПОЛИФОНИЧЕСКОЕ общество. В этой ПОЛИФОНИИ русская СКРИПКА — не балалайка! — русская еврейская скрипка — все еще ведущий инструмент, и я думаю, что так будет долго. Но — и это крайне важно помнить: эта скрипка — не сольный инструмент. Мы — симфонический ОРКЕСТР. И в звучании этого оркестра у каждого своя значительная партия» - писал в начале Большой алии Амос Оз.

Хотя, я прекрасно понимаю, что в настоящее время в русскоязычной среде, особенно среди полуторного поколения, к которому принадлежу и я, весьма распространены реваншистские настроения. Я сам не раз критиковал неготовность Израиля к принятию репатриантов из СССР: мы приехали в страну третьего мира, которая росла над собой на наших глазах, её рост мы испытали на собственной шкуре. Ибо рост был во многом вызван нами. Росли на нас, а мы подстраивались снизу. Мы не только приложили свои знания, умения, усилия во имя этого роста, но позволили представителям других секторов зарабатывать на нас и возвышаться благодаря нам. Понятное дело, что рано или поздно хочется предъявить за это счет.

Ведь так было не только с нашей алией. По своей структуре Израиль — это невозможная пирамида, которая достраивается снизу. Результатом сефардского реваншизма в прошлом стало рождение "Чёрных пантер" и партии ШАС. Первые были бескомпромиссными революционерами, вторые приспособились и стали частью истеблишмента. Ими двигало ощущение (оправданное) второсортности. Рав Овадия и Арье Дери предложили им взамен чувство гордости своими традициями, предками, ценностями. Ноя спрошу вас: способствовал ли ШАС продвижению социально-слабых иракских слоев или притормозил его?

Я согласен с тем, что нам нужен новый подход, новые люди, не ангажированные различными партиями, незапятнанные политиканством. Но если эти люди будут мотивированы ощущением этнического (почти националистического) превосходства, желанием реванша и чувством второсортности - мы останемся у того же разбитого корыта.

Русскоязычные граждане Израиля, к счастью или сожалению, не «марокканские» евреи. Собрать стадо из баранов легко, а ты попробуй собери стадо из кошек. Собрать русскоязычных на демонстрацию гораздо труднее, чем выходцев из Африки. У нас нет, и не может быть, своего Совета мудрецов, решения которого были бы святы для всей общины. В этом есть свои преимущества, есть и свои недостатки.

Мне не нравятся некоторые слова и обороты в документе, который был опубликован в прошлую пятницу. Понятно, что разнузданная критика, которая обрушилась на авторов манифеста, взывает к чувству справедливости и требует их защищать. Тем более что критикуют обороты, а не идеи. Критика слов, которые вызывают возмущение, заслонила аргументированный разговор по существу. Из-за пристрастности к выражениям не получается аргументированного диалога. Но давно известно, что только слова имеют значения — остальное болтовня.

На месте группы, которая представила «Концепцию Русского Израиля», я бы некоторые слова заменил. Понятно, что авторы, поставив в кавычки слова «генетический код», вовсе не имели в виду того, что им приписывают ругающиеся оппоненты. Он говорил и о том, что на иврите называется «его ДНК» - культурные, ментальные, нравственные и поведенческие установки. Но следует учесть и «закон Мерфи» при восприятии текста.

В заключении, хочу отметить, что, безусловно, за текстом «Концепции» видна очень кропотливая и тщательная работа. Что идея — безусловно правильная. И  если можно будет избежать негативных моментов, которые отмечены выше, я, без громких слов, готов буду присоединиться к борьбе за обновление Израиля, которая возродит дух сионизма и будет реализовывать цели и задачи, стоящие на повестке дня. Те задачи, которые сегодняшняя политическая элита не способна осознать, не хочет, а потому и не может справиться с их решением.

Комментариев нет:

Отправить комментарий